Категории раздела |
---|
Реклама |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Главная » Статьи » Люди » Эсамбаев Махмуд |
Герой Социалистического труда Президент Международного союза деятелей эстрадного искусства Академик Международной академии танца Махмуд Эсамбаев – знаменитый советский танцор, обладавший поразительной пластикой тела, абсолютный музыкальным слухом, невероятным чувством ритма и фантастической способностью к воплощению экзотических образов в танце. В своей карьере он добился признания как эстрадный танцовщик, артист балета, актёр и хореограф. Махмуд Алисунтанович Эсамбаев родился в селении Старые Атаги 15 июля 1924 года. По национальности – чеченец. Сейчас Старые Атаги (чеч. Йоккха-Атагlа) находятся на территории Грозненского района Чеченской республики РФ. Это предгорное селение необычно богато на выдающихся людей: здесь родились многие чеченские писатели, музыканты, драматурги, художники, композиторы, например, художник и кинорежиссёр Илес Татаев, композитор Муслим Магомаев-старший и другие. Прославить родное селение было предначертано и Махмуду Эсамбаеву. Танец – призвание, с которым Махмуд Эсамбаев родился и вырос. Впоследствии он говорил, что сколько себя помнит – танцевал всегда. С семи лет мальчуган лихо отплясывал национальные танцы на свадьбах. Но в выборе профессии Махмуду пришлось столкнуться с суровым противодействием отца, который не считал профессию танцовщика достойной настоящего мужчины. Тем не менее, Махмуду удалось отстоять выбор жизненного пути. Высокий, пластичный юноша с удивительной памятью, исключительным музыкальным слухом и явным хореографическим талантом уже в 15 лет был принят в Чечено-Ингушский государственный ансамбль песни и танца в качестве солиста. В 19 лет Эсамбаев уже танцевал в Пятигорской оперетте. В годы Великой Отечественной войны чеченский народ подвергся депортации. Была сослана и семья Эсамбаевых – она оказалась в Киргизии. Поэтому молодые годы Махмуда Эсамбаева были тесно связаны с Киргизским театром оперы и балета, куда его приняли солистом в двадцатилетнем возрасте. В годы войны Эсамбаев танцевал в военных госпиталях, выезжал на передовую в составе фронтовой концертной бригады. В мирное время он многое сделал для развития киргизской хореографии, исполняя главные партии в самых разных балетных постановках – и классических, и современных. Выразительная внешность позволяла Махмуду Эсамбаеву эффектно выступать в ролях Злого Гения, Гирея и даже феи Карабос, передавая каждому образу частицу своей личной харизмы. Но академическая сецна для Махмуда Эсамбаева, как и для другого известного танцора и хореографа – Игоря Моисеева – оказалась тесна. Как и Моисееву, Эсамбаеву подарили истинное вдохновение национальные танцы. В 1957 году Махмуд Эсамбаев оставляет академическую сцену и поступает в филармонию Чечено-Ингушской республики. Начинается новый творческий период маэстро: он создаёт свои первые танцы-новеллы, вдохновлённые посвященные культурой разных народов мира. Уже первые работы Махмуда Эсамбаева на новой творческой ниве вызвали восхищение зрителей. Среди этих работ многие вошли в золотой фонд хореографической классики: испанский танец «Ля-коррида», таджикский «Танец с ножами», индийский «Золотой бог». Затем последовали новые блестящие работы, многие из которых до сих пор пересматривают восторженные зрители: чечено-ингушский танец «Чабан» башкирский «Воин», ритуальный «Танец огня»… Особенностью творческого стиля Махмуда Эсамбаева стало сплетение танца и актёрской игры. Его работа в жанре танцевальных миниатюр удивляет не только хореографическими достоинствами, но и актёрской выразительностью. Миниатюры Махмуда Эсамбаева – это одновременно и танец, и монотеатр. Выдающийся балетмейстер Юрий Григорович называл выступления Эсамбаева «театром переживания», и считал каждую миниатюру – небольшим законченным балетом. По словам Григоровича, следовало бы говорить о выступлениях Махмуда Эсамбаева не как о «Танцах народов мира», а как о представлении «Народов мира в танце». В отличие от Игоря Моисеева, создавшего ансамбль народного танца, Махмуд Эсамбаев пошёл по другому пути: он создал авторский театр танца. Выступая в одиночестве, он перевоплощался из образа в образ. Выступал Эсамбаев и в роли танцовщика, и в роли хореографа: многие композиции поставлены им самостоятельно. Биография Махмуда Эсамбаева по-настоящему звёздна. Ему не пришлось долго дожидаться признания. Он пользовался и любовью зрителей, и уважением профессионалов. Блистательный талант танцовщика и актёра привлек и внимание кинорежиссёров. В 1961 году состоялся дебют Эсамбаева в качестве сценариста: ему предложили написать сценарий к фильму-балету «В мире танца». Затем последовали роди в кино: Махмуд Эсамбаев исполнил главную роль в фильме «Я буду танцевать», получил одну из главных партий в экранизации «Лебединого озера». В фильме «Земля Санникова» именно Эсамбаев выступил в роли Чёрного шамана, запомнившегося зрителям завораживающими, поистине магическими танцами. В музыкальной сказке «Пока бьют часы» актёр предстал перед зрителями в образе «Несравнейнийшего» придворного музыканта Иги-Наш-Туш. В сказочной комедии «Честное волшебное» Махмуда Эсамбаева легко узнать в образе неугомонного Огня, а в «Маленьком Муке» – в образе казначея. Есть у Эсамбаева и серьёзные, драматические роли. Удался ему образ Учителя в политической драме о военном перевороте в одном из небольших государств Азии (фильм «Репортаж из бездны»). В 1995 году актёр снялся в роли Великого Турана в кинофильме «Зов Предков». До последних лет жизни танцор сохранял отличную физическую форму и осиную талию. Но что ещё, наверное, более важно, чем внешняя красота – это красота духовная, которая была свойственна Махмуду Эсамбаеву. Он был не только великим мастером танца, но и прекрасным человеком. Ему был присущ высокий гуманизм. Он не скрывал своей национальности в годы, когда принадлежность к чеченскому народу была поводом для гонений, но не стал и националистом в 90-е. Дружба народов для Эсамбаева не была пустым звуком: он был интернационалистом не только в танцев, но и в жизни. Во время чеченской войны после одного из выступлений в присутствии самых высоких чиновников страны он поднял тост: «Пусть сдохнут все, кто развязал войну». И добавил: «И те, кто за это не выпьет». Завершил свой жизненный путь Махмуд Эсамбаев 7 января 2000 года и упокоился на Мусульманском кладбище в Москве. | |
Просмотров: 2194 | | |
Всего комментариев: 0 | |